Это система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.
Социально-средовая реабилитация — подбор вида общественной или семейно-общественной деятельности:
- Обучение персональной сохранности:пользование газом, электроприборами, туалетом, ванной, лекарствами, транспортом, переходами на улице, пользование уличными знаками и др.
- Обучение социальным навыкам и социальной независимости: освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу,убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, в том числе «социальным такси», посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания, кредитные организации.
- Обучение пользованию техническими (тифлотехническими и сурдотехническими) средствами коммуникации, информации и сигнализации.
- Содействие в создании условий для беспрепятственного доступа к жилому дому, когда инвалид передвигается с использованием кресла-коляски или собаки-проводника, т.е. с выраженными и значительно выраженными нарушениями статодинамических функций или значительно выраженными нарушениями зрительных функций.
- Консультирование по обустройству и обеспечению доступности жилого помещения (дома).
- Информирование, консультирование по вопросу (ам): организации и проведения социальной реабилитации; предоставления установленных действующим законодательством натуральных льгот и компенсационных выплат, материальной помощи; оказания помощи в оформлении документов; содействия в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг
Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов, создание определённой бытовой среды жизнедеятельности, адаптированной для инвалида.
- Обучение инвалидов навыкам самообслуживания (личной гигиене, навыкам одевания), передвижения (используя ТСР)
- Адаптации жилья к возможностям инвалидов. Оборудование жилых помещений: объединение ванной и туалета, расширение проемов, организация пандуса в подъезде или специального подъемника, поручней, перемене места жительства (этаж, здание) перепланировка квартриры, установка специальных выключателей, розеток, регуляторов, таймеров, сигнализирующих устройств, специальные замки, защелки, фиксаторы форточек, дверей, штор, балконные приспособления, обеспечение экстренной связи со станцией «Скорой помощи», диспетчером ДЕЗ, милицией, лечебным учреждением, родственниками )
- Обучение пользованию техническими средствами реабилитации: специальные приспособления для пользования санузлом, кухней, мебелью, бытовыми приборами
Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт Спортивно-оздоровительная работа рассматривается как мера реабилитации для инвалидов, которая создает условия для реализации реабилитационного потенциала, позволяет активизировать компенсаторные механизмы, способствует улучшению качества жизни. Спортивно-оздоровительная работа с молодыми инвалидами формируется строго индивидуально с учетом степени нарушения функций жизненно важных систем организма.
Одним из видов спортивно-оздоровительной работы является адаптивная физкультура.
Социально-педагогическая реабилитация — процесс освоения инвалидами соответствующих образовательных программ, знаний, навыков, стереотипов поведения, ценностных ориентаций, нормативов, обеспечивающих их полноценное участие в общепринятых формах социального взаимодействия. Включает:
- Формирование мотивации к обучению, обучение социальному общению — занятия, групповые тренировки и игры, формирование (коррекция) профессиональных планов и навыков, профориентационное тестирование (с 13 лет), участие в трудовой деятельности и проведение мероприятий по обучению доступным трудовым и профессиональным навыкам в условиях учебно (лечебно)-трудовых мастерских, обучение жизненным навыкам, коррекционная педагогическая помощь.
- Обеспечение техническими средствами (тифло-, сурдо-, компьютерной и др. техникой), необходимыми для получения образования, а также приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов, в т.ч. передвигающихся на кресле-коляске, и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектурной среды.
Социально-психологическая реабилитация - это процесс восстановления (формирования) психологических способностей инвалида, позволяющих ему успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и т.д.) и осуществлять реальное включение в разные сферы социальных отношений и жизнедеятельности. Включает:
- Социально-нсихологическое консультирование, психологическая коррекция - коррекция нарушенных свойств личности, психологический тренинг, психологическая помощь и поддержка, психопрофилактическая работа, социально-психологический патронаж ребенка и его семьи
Социокультурная реабилитация - это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
- Обучение навыкам проведения отдыха и досуга, обеспечение учебно-методической, справочно-информационной, периодической и художественной литературой, содействие участию в фестивалях, экскурсиях, слетах, выставках и т.д.; в посещении театров, кинотеатров, музеев, выставок и других культурных мероприятий.
Подробнее о социальной реабилитации можно почитать здесь!